Пошутили немного, теперь настало время поговорить о высоком или об одной картине Ганса Гольбейна Младшего и немного о футболе. Так вот в 1533 году младший Гольбейн завершил работу над картиной "Послы". На ней в полный рост в брендовых шмотках XVI века позируют два работника французской дипломатической службы: посол в Лондоне Жан де Левентиль и епископ Жорж де Сельв, по совместительству посланник в Венеции.
Но есть одна, с первого взгляда, непонятная продолговатая деталь на переднем плане картины. Можно было назвать это своего рода пасхалкой, но это не так, поскольку эта деталь слишком очевидна. А вот если посмотреть с близкого расстояния и немного под другим углом, то наши дипломаты растворяются в тумане полотна, а деталь на переднем плане превращается в череп. Такой приём в искусстве получил название анаморфоза. Так что если будете в Лондоне, то обязательно посетите Национальную галерею, где хранится это произведение и поэкспериментируйте с углами обзора.
Что хотел сказать нам этим Гольбейн Младший? Помни о смерти? Может быть, может быть... Гольбейн хоть и специализировался на портретной живописи, но всё же в его творчестве хватает сюжетов и на религиозную тематику ("Мёртвый Христос в гробу" чего только стоит). Так сложилось, что в вольном имперском городе Аугсбурге Гольбейн не снискал покровительства у крупнейшего банкирского дома Фуггеров и оказался в Лондоне транзитом через Базель. В Базеле Ганс Гольбейн иллюстрировал "Похвалу глупости" голландского философа Эразма Роттердамского. Тот свёл Гольбейна Младшего с английским гуманистом Томасом Мором, у которого в доме и была написана "Похвала глупости". Когда Гольбейн уехал покорять Лондон, то жил одно время в доме у Мора. В Лондоне он нарисовал знаменитые портреты короля Генриха VIII и его некоторых жён.
Раз уж вспомнили про банкиров Фуггеров, то напомню, что в Германии Аугсбург имеет прозвище Фуггерштадт, т.е. город Фуггеров. В Бундеслиге город представлен одноимённой футбольной командой, у которой прозвище как ни странно Фуггеры. На гербе города (с XVI века) и футбольного клуба (с 1907 года) изображена зелёная шишка пинии (итальянской кедровой сосны), которая называется штадтпир. Она связана с языческой богиней Зисой (Цисой) которой когда-то поклонялись в Аугсбурге. Ко всему прочему, Аугсбург старинный немецкий центр по производству доспехов, оружия, ювелирных изделий и предметов роскоши. За качеством производимых доспехов следили лучшие мастера гильдии и ставили клеймо в виде шишечки, свидетельствующее о пройденной проверке.